Американская литература (периодизация)

Дорогой читатель! Вот, наконец, наступило время познакомиться с американской литературой, а это значит, что в этой статье речь пойдет о самых известных американских писателях – классиках.
Американская литература от В. Ирвинга до Р. Брэдбери
Это обзорная статья, и, конечно, не все писатели будут упомянуты, а только самые именитые. Или те, которые уж очень нравятся и, рассказы которых вы найдете на нашем сайте.

Итак, для начала хочу сказать, что американская литература — одна из самых молодых литератур мира, ее развитие началось в конце 18 века. Особенностью американской литературы явилась сравнительно продолжительное развитие романтизма, недаром известнейшие писатели 19 века были романтиками: Вашингтон Ирвинг, Фенимор Купер, Эдгар По.

Необходимо отметить также и своеобразие американской литературы, включившей в себя отражение истории освоения американского континента, войны за независимость, войны между севером и югом и т.п. Что касается жанра, то стремительность американской жизни породила своеобразный стиль – новеллу (короткий рассказ), в котором работали О. Генри, Эдгар По, А. Бирс, Джек Лондон, Марк Твен и многие другие. Форма такого короткого занимательного повествования стала типической для американской литературы.

* * *

Основные периоды американской литературы и самые известные американские писатели

Американская литература (периодизация)

I. Литература колониальной Америки (до 1776 г)

Так вот, примерно 500 лет назад неизведанный континент стал новым домом для семей из разных стран Европы. Это была эпоха колонизации Америки, и первым переселенцам пришлось столкнуться с множеством проблем: нехваткой продовольствия, отсутствием элементарного жилья, безвластием. Напомним, что Кристофор Колумб открыл Америку в 1492 г, а первые европейцы прибыли туда на шхуне «Пиллигрим» в 1620 г . Это были пионеры, порвавшие со старым светом, которые уже с первых дней стали придумывать различные истории и религиозные обоснования, пытаясь придать смысл своей новой жизни.

Эти истории переходили из уст в уста, от одного поколения к другому. Так зарождалась американской литература. Несмотря на то, что в Америке было много различных поселений, которые имели свои культурные традиции и свои взгляды на происходящее в природе и окружающем мире, в их устном творчестве можно проследить некоторые общие черты, что позволило выделить следующие основные направления:

1. Истории о странствиях героя. Такие истории описывают странствия храбреца, который благодаря своим умениям и смекалке преодолевает все трудности и испытания. Иногда ему приходится жертвовать личной выгодой во имя интересов общества.
2. Вмешательство Бога. Тема божественного вмешательства также была достаточно популярна в фольклоре американских первопоселенцев, где герой сталкивается с испытаниями, которые ему посылает Бог.
3. Природные явления. Возникновение неожиданных природных катаклизмов во время путешествия героя.
4. Создание мира. Созидание – ключевой элемент американского фольклора: начиная с создания самого мира, заканчивая рождением новой цивилизации.

* * *

II. Литература периода войны за независимость (1776 -1820гг)

В этот период ничего значительного написано не было. Первым литератором считают Бенджамина Франклина (1760- 1790 гг). Подробнее читайте об этом периоде на сайте uspoetry.ru/books/2/chapter2

* * *

III. Период романтизма в американской литературе 1820-1860 гг

В 1830 году, спустя 50 лет после окончания Войны за независимость (1775 — 1783 гг.), молодая Америка в лице своих увлеченных жителей стремилась приобрести собственные уникальные черты, отличные от европейских. Американское движение романтизма дало литературе рассказы, повести и поэзию, которые можно охарактеризовать следующими особенностями:

1. Эскапизм (уход от реальности);
2. Индивидуализм;
3. Природа как источник одухотворенности;
4. Обращение к мудрости предков;
5. Изображение обывателя как главного литературного персонажа.

Период романтизма делится на два периода:

  • период раннего романтизма (1820-1830гг)
  • период позднего романтизма (1840-1860гг)

А. Период (1820-1830 гг) – это период раннего романтизма в американской литературе.

Основной темой произведений является тема освоения неизведанных земель, а главный герой — энергичный отважный пионер, который в борьбе со стихией и обществом одерживает победу.

Первые романтики: Ирвинг и Купер

Вообще-то, отцом американской литературы считается Вашингтон Ирвинг (1783-1859). Он является создателем американской романтической новеллы, комического очерка, книг путешествий, биографий Колумба и Джорджа Вашингтона. Его произведениям присуща острота сюжета, соединение серьезного и комического, несоответствие мечты и действительности. Последнее является одной из основных тем и четко прослеживается в его основных произведениях: «История Нью-Йорка», «Легенда о сонной лощине» и «Рип Ван Винкль»; в последних фантастический вымысел вообще затмевает изображение реальности.

Джеймс Фенимор Купер (1789-1851) – это создатель американского романа. Его самые известные произведения: «Пионеры», «Последний из Могикан», «Прерия», «Следопыт», «Зверобой», объединены темой покорения коренного населения Америки – индейцев.

B. Период 1840-1860 – это период позднего романтизма или период Ренессанса

Для этого периода характерна утрата оптимистических иллюзий и усиление пессимистических настроений, что явилось следствием становления буржуазной цивилизации со всеми ее противоречивыми бесчеловечными принципами. Разочарования, мрачные предчувствия писателей соединялись в их произведениях с верой в человека, в его право на свободу и счастье. Яркие и незаурядные сильные духом люди занимают основное место в творчестве американских писателей данного периода Натаниэля Готорна (1804 -1864), Германа Мелвилла (1819- 1891), Генри Торо (1817 — 1862).

Рекомендуем прочитать произведение Натаниэля Готорна «Алая буква»

Писателей данного периода можно разделить на две категории: темных романтиков и трансценденталистов.

Темные романтики, среди которых были такие известные писатели как Эдгар Аллан По (1809 – 1849), Натаниэль Готорн (1804 -1864) и Герман Мелвилл (1819- 1891), отличались от романтиков периода романтизма своим мрачным подходом. Если в произведениях Вашингтона Ирвинга прослеживалась мораль, которая предупреждала, что в конечном итоге лицемерие и зло будут наказаны, в работах темных романтиков зло одерживало верх над добром.

Для их произведений характерны следующие аспекты:
1. Наличие мистических символов;
2. Присутствие темы ужасов;
3. Психологические аспекты: грех и чувство вины.

Эдгар Аллан По (1809 – 1849) – самый известный из американских писателей периода позднего романтизма, поэт, классик короткого рассказа, родоначальник детективного жанра в мировой литературе. Его необыкновенной силы воображение породило поистине фантастические произведения, в которых он стремился уйти в нездешний мир, в «грезы», не принимая бездуховность, эгоизм и стяжательство окружающего его общества. В его произведениях прослеживается тема тоски, скорби, одиночества, недостижимость идеалов, недолговечность всего сущего. Ознакомьтесь с его стихотворением «Ворон» (1844)

В своих новеллах Эдгар По соединяет внешнее неправдоподобное с чудовищной четкостью деталей («Сердце-обличитель»), описывает ужасы и кошмары в прославивших его страшных рассказах («Черный кот»). Образ его сыщика Дюпен, первого детектива, стал, в некотором роде, моделью для подражания, а детективные рассказы Эдгара По – основой, на которой стал развиваться детективный жанр в литературе в целом и конкретно в творчестве английских писателей Артура Конан Дойля и Агаты Кристи.

* * *

IV. Период 1865 -1910 годов – это период реализма в американской литературе

В то время, пока Америка восстанавливала себя после гражданской войны между севером и югом, в американской литературе утверждался принцип реализма. В произведениях писателей того времени действительность изображалась в реальном свете с присущими ей актуальными проблемами. Начавшаяся в стране индустриализация, пробудила людей от несбыточных грез и мечтаний, и жизнь перестала казаться романтическим приключением, а изображалась в своем привычном, достаточно неприглядном виде.

Выдающиеся писатели этого периода  Марк Твен (1835-1910), О. Генри (1862-1910), Уильям Хоуэлс (1837-1920), Ребекка Дэвис (1831-1910) и Генри Джеймс (1843-1916) видели этот переход и стали описывать нелегкую жизнь героев, передавая при этом особенности места и социального класса.

Период реализма также делится на два этапа, которые тесно переплелись между собой:

  • период реализма
  • период натурализма (позднего реализма)

Марк Твен (1835-1910) — очень известный американский писатель, но это псевдоним, настоящее имя писателя – Сэмюэль Лэнгхорм Клеменс. Он является ярким представителем периода реализма, который вместо поисков идеала в своих произведениях концентрировал свое внимание на точной передаче жизни среднего класса того времени.

Марк Твен – писатель-сатирик, хотя для его раннего творчества характерны нотки оптимизма и даже романтизма. Так в своем романе «Приключения Тома Сойера» любимой книги многих поколений детей и взрослых, он обращается к теме детства и детской мечты. Жизнерадостный мальчик Том, живущий в американской провинции,  умеет превращать обыденное в увлекательное, будни – в праздники. Продолжение романа выходит под названием «Приключения Гекльберри Финна», где Марк Твен поднимает социальную проблему рабства, узаконенного в цивилизованном американском обществе.

Очень интересен исторический роман Марк Твена «Принц и нищий», в котором писатель описывает средневековую Англию.

Рекомендуем прочитать произведение Марка Твена «Принц и нищий»

О. Генри (1862-1910) занимает почетное место среди писателей жанра короткого рассказа. Его работы отличаются неожиданной игрой слов, остроумными шутками, непредсказуемой развязкой. Среди его произведений стоит отметить такие известные рассказы как «Последний лист», «Вождь краснокожих», «Дары волхвов».

Джек Лондон (1876 — 1916) — один из самых известных в России американских писателей, его произведениям присущ дух романического реализма. Герои рассказов Джека Лондона – сильные волевые люди, которые преодолевают любые препятствия и остаются верными себе, свои друзьям и любимым женщинам. Сам пройдя дорогой героев своих произведений, он в своих рассказах делится со своими читателями пережитым и прочувствованным. Значительное место в его творчестве занимает образ севера, его дикая первозданная природа и суровые живущие там люди.

В своем приключенческом романе «Морской волк» Дж. Лондон поднимает тему индивидуализма и культа силы, он осуждает и развенчивает идею сверхчеловека. В этом романе большое место занимает образ моря и описание морской стихии.

Джек Лондон является также одним из основоположников анималистической литературы: «Зов предков», «Белый клык».

Вообще творчество Джека Лондона очень разнообразно. Однако особого внимания заслуживают все его рассказы Джека Лондона (в основном из цикла «Северные рассказы», его автобиографический роман «Мартин Иден», в котором он описывает свой путь к славе и известности и предвидит свой трагический конец.

Довольно известен приключенческий роман Джека Лондона «Сердца трех». Это его последний пятидесятый роман, который был написан перед самой его смертью. По роману планировалось снять фильм, поэтому сюжет его динамичен и насыщен, он представляет новое «кинематографическое» направление в литературе.

Период натурализма — поздняя стадия развития реализма (конец 19 века – начало 20 века)

Отличие литературного направления «натурализм» от направления «реализм»

Здесь следует отметить два момента:

Зарождение реализма
Реализм господствовал среди художественных стилей со второй половины 19-го века. Он проник во все виды искусства и наложил свой отпечаток на представителей целой эпохи. Реализм предполагает достоверное, конкретное отображение существующей действительности, беря во внимание ее изменчивость в динамике и конфликтах. Но реализм имеет свободу выражения видения мира автора, некий элемент полета фантазии. А вот натурализм слишком объективен. Со временем он уподобился точной науки, так как передавал все детали окружающего мира конкретно и без вкраплений «разыгравшегося ума».

Появление натурализма
Натурализм хоть и появился благодаря реализму, но быстро стал устранять идеализацию существующей действительности. Кроме этого, стали исчезать идеалы нравственности и общества в целом. По всей видимости, жизнь общества того времени и привела к возникновению натурализма, когда рыцарство и благородство перестали считаться высшими человеческими качествами.

Подробнее: http://www.kakprosto.ru/kak-858887-chem-naturalizm-otlichaetsya-ot-realizma#ixzz3enQjHe2z

Считается, что писатели-натуралисты — это Стивен Крейн (1871-1900), Джек Лондон (1876 -1916) и Теодор Драйзер (1871-1945). Они действительно описывали жизнь своих героев как настоящие ученые-натуралисты, буквально анализируя поведение людей и повадки животных. В Америке первым в стиле натурализма начал писать Стефан Крейн, к нему присоединился Джек Лондон, чего только стоит его рассказ «Зов предков» (1903), написанный от лица ездовой собаки, запряженной в повозку в Аляске.

Особое место в литературе этого периода занимает выдающийся писатель Теодор Драйзер с своими романами «Американская трагедия» и «Сестра Керри».

Стивен Крейн (1871-1900) – основное произведение «Алый знак доблести», автор более ста пятидесяти новелл, поэт.

Джон Стейнбек (1902-1968)  — основные произведения: «О мышах и людях» (1937), «Гроздья гнева» (1939), «Заблудившийся автобус» (1947), «На восток от Эдема (1952)», «Зима тревоги нашей» (1961),

Амброз Грегори Бирс (Ambrose Gregory Bierce, 1842-1913) – американский писатель, хорошо известный в Америке, малоизвестен в России. Его творчество достаточно разнообразно: от коротких «страшных» рассказов в духе Эдгара По, рассказов на военную тему, сатирических зарисовок и просто грустных историй о судьбе простого человека в Америке 19 века. Рассказы Амброза Бирса несколько схожи с рассказами Эдгара По, и это неудивительно, так как По был его кумиром. Психологическая новелла как разновидность «страшного» рассказа претерпела значительное развитие в творчестве Бирса, но оригинальность его творчества нельзя не заметить. Чего стоят его «военные» рассказы, повествующие о кровавых буднях войны и раскрывающие психологию человека в нечеловеческих условиях. Предлагаю прочитать рассказ Бирса «Случай на мосту через Совиный ручей», честно сказать, этот рассказ вызвал у меня эмоциональное потрясение.

* * *

V. Период 1914 – 1945 годы – это период модернизма в американской литературе

Модернизм в литературе тесно связан с историей Америки данного периода и прежде всего с первой мировой войной. Эта разрушительная война, которая унесла жизни лучших представителей поколения того времени, не оставила в стороне далекую страну, которая не только выделяла деньги, но и поддерживала своих союзников, отправив на войну около 4 миллионов молодых солдат.

Война изменила до неузнаваемости молодых людей, ушедших на фронт, молодыми и сильными, а писателей того времени стали звать «потерянным поколением». Опять же можно почитать военные рассказы Амброза Бирса, который сам принимал участие в военных действиях. Грустно и страшно читать его военные рассказы, например, «Чикамога».

Идем дальше. Писатели-модернисты — это Эрнест Хеменгуэй (1899 — 1961), Гертруда Стайн (1874-1946)  и Томас Эллиот (1888 — 1965). Они рассматривали человеческое восприятие как средство познания мира. Другими словами для модернистов мысли персонажей стояли выше сюжетной линии, а то, как и что говорит персонаж, важнее его действий.

Эрнест Хеменгуэй (1899 — 1961) – очень известный, хрестоматийный американский писатель. Представитель литературы потерянного поколения, в его творчестве основное место занимает антивоенная и антифашистская темы (роман «Прощай оружие»). В лаконичных рассказах Хеменгуэя большую роль играет подтекст, детали, в них мало описаний («Кошка под дождем», «Непобежденный»). В своей повести «Старик и море» писатель выражает свое кредо, которое заключается в том, что «человека можно уничтожить, но его нельзя победить». Эта повесть является итогом творчества писателя, которой он завершает свою главную тему – непобедимость человеческого мужества, в своей борьбе за великую цель.

* * *

VI. Период современной литературы (1945 – по настоящее время )

Американский современный период художественной литературы начался с конца Второй мировой войны. В произведениях этого периода герой ищет свое место в мире, это тяжелый и, как правило, одинокий путь поиска себя, своего предназначения, герой чувствует себя чужим или непонятым в обществе. Среди произведений этого периода стоит отметить «Человек-невидимка» (автор Ральф Эллисон),  «Смерть коммивояжера» и Над пропастью во ржи» (автор Джером Селинджер).

Конечно, современных писателей очень и очень и много, но в данной обзорной статье, я не буду на них останавливаться. Тем более, что мы не сможем публиковать рассказы этих писателей на сайте, они находятся под охраной авторского права.

Джером Дэвид Селинджер (1919 – 2010) – автор не только всемирно известного романа «Над пропастью во ржи», но и множества коротких рассказов («Хорошо ловится рыбка-бананка», «Френни»).

Роман «Над пропастью во ржи» написан в духе традиций современной американской литературы: главный герой – только вступающий в мир молодой человек, которой сталкивается с фальшью и лицемерием, одиночеством.

Уильям Фолкнер (1897-1962) – известный американский писатель 20ого века, лауреат нобелевской премии, в своих романах поднимает тему жестокости окружающего мира и трагедию жизни его обитателей. Фолкнер является автором большого количества романов «Шум и ярость», трилогии «Деревушка», «Город», «Особняк», он писал и новеллы «Дядя Вилли», «Вот будет здорово», «Медведь».

Маргарет Митчелл (1900-1949) – американская писательница, автор единственного романа-бестселлера «Унесенные ветром», который только в первые три года после выхода в свет был переиздан 48 раз.

И вот наконец, Рей Бредбери (1920-2012) – американский писатель-фантаст, автор более 500 произведений, среди которых стоит отметить, во-первых, роман «451 градус по Фаренгейту», являющийся классикой научной фантастики. Это роман-антиутопия о культурной и о духовной деградации общества, о людях, которые перестали быть людьми.

Другие фундаментальные произведения автора: «Вино из одуванчиков», «Марсианские хроники». Лучшие рассказы Рэя Брэдбери вы найдете на сайте на английском и русском языках.

На самом деле еще много писателей мы не упомянули, но, я надеюсь, что вы получили первое представление об основных периодах в американской литературе, а также ее самых известных писателях, начиная от романтика Вашингтона Ирвинга до фантаста Рэя Брэдбери. Читайте их произведения, друзья, самые интересные из которых вы найдете на сайте englishstory.ru.

С уважением к своим читателям, автор статьи М. Громова


Проект Englishstory — это не электронная библиотека, мы не располагаем возможностями для публикации больших романов и книг. На сайте вы найдете только лучшие рассказы писателей-классиков. Но прочитав эти рассказы, вы, непременно, составите свое мнение о том или ином авторе и, будете уже свободно ориентироваться в безбрежном море американской литературы. Я искренне надеюсь, что этот проект — это только начало Вашего пути. Удачи Вам!

Периодизация американской литературы взята из статьи Н.П. Михальской «Американские классики»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *