Королева Виктория. Часть 9. Воспитание и образование.

Все свое детство маленькая Виктория провела в Кенсингтонском дворце. С нее не спускали глаз, она никогда не оставалась одна.  Ведь уже тогда эта пухленькая розовощекая девочка олицетворяла надежду всей Англии. План воспитания будущей королевы получил название «Кенсингтонская система». Согласно этому плану мать намеренно изолировала ее от Георга IV, его приближенных и дядей-герцогов, уже достаточно дискредитировавших себя, а также от их отпрысков, ее двоюродных братьев и сестер.

Королева Виктория. Биография. Часть 9. Воспитание и образование

«The Kensington System also involved constant surveillance on ‘everything down to the smallest and insignificant detail’ about Victoria. Every cogh, every piece of bread and butter consumed, every stamp of the tiny foot was all reported to her mother. The little girle was forbidden to see any child or adult without a third person — usually her governess — present, and she was never allowed to be alone. Although there were plenty of rooms at Kensington, Victoria slept in her mother’s chamber…»

(From the book «Becoming the Queen» by Kate Williams)

Одиночество
Круг лиц, с которыми Виктории разрешалось общаться, был очень ограничен. Однако такая предусмотрительность матери была кстати. В то время в Англии смертность среди детей была особенно высока. Дети умирали от кори, оспы, скарлатины, коклюша, тифа: 16% детей не доживало до одного года, 75% до возраста пяти лет. В 1820 году родилась и умерла, не дожив до года, Элизабет, двоюродная сестра Виктории, дочь герцога Кларенского. Смерть не щадила ни богатых, ни бедных. В 1825 году в стране разразилась эпидемия дизентерии. Виктория не заболела, ведь ее ждала совсем другая судьба.

Обучение
Едва Виктории исполнилось 4 года, ей наняли учителя. Это был Джордж Дейвис, молодой преподаватель из Кембриджа. Учитель был терпелив и находчив: он сразу нашел подход к своенравной девочке, которая никак не хотела учиться читать. Задача была решена следующим образом: они с учителем играли в игру. Он писал слова на карточках и прятал их по всей комнате. А Виктория обожала их искать. Вообще девочка она была сообразительная, но невнимательная и очень упрямая, и этим, конечно, часто огорчала своего учителя.

Воспитание
Гувернантка Лецен тоже считала Викторию трудным ребенком, по ее мнению, она была очень избалована. Но ни истерики, ни нытье не могла заставить гувернантку уступить. И девочке пришлось научиться повиноваться: делать то, что она не хотела и доводить начатое до конца. Сначала Виктория бунтовала, визжала, кричала до хрипоты и один раз даже бросила ножницы в гувернантку. Лецен писала, что никогда не видела столь непослушных детей, но со своей стороны была добра и терпелива. Она умела позабавить Викторию, часто играла с ней в игры, чем, в конце концов, и заслужила ее привязанность. Лецен была абсолютно предана своей маленькой госпоже, и принцесса занимала все ее мысли. С другой стороны, она была очень строга, и Виктория уважала ее и даже боялась. Однако Лецен хвалила девочку, если она была послушна, гуляла с ней по парку, читала вслух истории. Иногда они вместе с другими домочадцами выезжали на отдых в Рамсгейт.

Фарфоровые любимицы
У Виктории было много игрушек, но больше всего ей нравилось играть в фарфоровых кукол, их было всего 132.  Хрупкие фигурки она наряжала в нарядные платья, фасоны которых придумывала сама. Долгими вечерами они с Лецен обсуждали детали платьев, подбирали кусочки шелка и атласа, кроили, шили. Вернее, шила Лецен, так как все ее усердные попытки привить девочке любовь к шитью потерпели поражение. Виктории не хватало терпения, зато идей у нее было хоть отбавляй.

Распорядок дня
С детства Викторию приучали к дисциплине. Приемы пищи делили ее день на три части. Завтрак подавали в 8.30, ланч — в 12.30, а обед был в 7.00. Если не было гостей Виктория ела на обед (вернее, ужин), чтобы вы думали? — Хлеб. И еще пила молоко из серебряной чашки. Даже чай был только по большим праздникам. Такое строгое воспитание детей было характерно для 19 века и заключалось в двух принципах: строгий распорядок дня и ограничение в еде. Девочкам была запрещена сдоба, свежий хлеб, так как считалась, что такая пища провоцирует развитие чувственности. Хлеб ели «стылый» без масла, варенье считалось лакомством. Будучи по природе «гановерской крови» маленькая Виктория тосковала по вкусной еде и поклялась есть баранину каждый день, когда вырастет.

Внешность
Викторию нельзя было назвать красивым ребенком. Посетители восхищались ее богатыми нарядами, ее манерами, ее голосом, осанкой, но вот внешность…  Ни нарядные платья, ни атласные юбки не могли превратить Викторию в красавицу, уж очень простое было у нее лицо, хотя ума и здоровья было у нее предостаточно. Маленькая крепкая девочка, так высоко державшая свою голову, чему несомненно поспособствовало привязывание остролиста под подбородком, казалось, представляла собой квинтэссенцию всей английской нации с присущей ее рассудительностью и здравым смыслом.

Образование
Герцогиня пригласила первых учителей. Викторию обучали письму, географии, арифметике, французскому языку, истории, верховой езде, танцам, рисованию, пению и музыке, которую она особенно не любила. Ведь даже ей, будущей королеве, нужно было из часа в час играть эти нудные гаммы. Уроки продолжались целый день с небольшими перерывами. Такое серьезный подход к образованию немало способствовал подготовке девочки к будущей роли современного монарха. И если предыдущие принцы тратили свое время на охоту, праздные вечеринки или другое бесцельное время провождение, Виктория постоянно была занята. Основной принцип воспитания герцогини заключался в следующем «постоянная занятость должна стать привычкой, чтобы впоследствии стать неотъемлемой составляющей счастья». Итак, изо дня в день Викторию приучали к дисциплине, трудолюбию и постоянному присутствию посторонних. Она училась всегда быть на виду.

Образование в Англии в 19 веке
Виктория получила очень академичное образование, что для того времени было большой редкостью. Девочки тогда воспитывались своими матерями, которые обучали их шить и вышивать. В лучшем случае они учили отрывки из «Истории Англии» Голдсмита, «Древней истории» Роллина и «Грамматики» Мурей. Образование в школах для девочек было немногим лучше, там были еще уроки музыки и чистописания. Суть такого образования заключалось в том, чтобы подготовить будущих жен быть привлекательными и интересными для лиц мужского пола. А строгий распорядок дня приучал их к покорности и дисциплинированности.

Викторию тоже учили рисовать, танцевать и петь, но вместо уроков шитья и вышивания она занималась арифметикой. Ей не внушали, что главное достоинство женщины — это умение повиноваться, иметь чувство долга и быть привлекательной. Она избежала также назидательных нравоучений о том, что следует скрывать свой природный ум от мужчин. Наоборот, как будущая королева, она должна была всегда показывать свое превосходство и никогда никому не уступать.

Королева Виктория в молодостиВнешний вид
Виктория проявляла склонность к рисованию, танцам и верховой езде. Она хорошо пела и увлекалась историей, но на этом ее энтузиазм к наукам заканчивался. Будучи непокорного нрава, она никак не могла научиться себя контролировать. Виктория знала, что была некрасива, но не переживала по этому поводу и мало уделяла внимания своей внешности. Слабый подбородок, большой нос и немного выпуклые глаза достались ее по наследству от ее предков ганноверской крови. Маленькая и пухлая девочка с годами превратилась в невысокую девушку с безупречной матовой кожей и красивыми голубыми глазами. Но самым роскошным ее достоянием были ее густые длинные волосы, которые каждое утро горничная укладывала в стильные прически. Обладающая природным здоровьем, пышная, но энергичная и легкая она без устали могла танцевать всю ночь напролет. Однако она была небольшого роста и ее склонность к полноте беспокоила всех.

Став королевой, Виктория не уделяла много внимания своему внешнему виду и не ограничивала себя в еде. Тут уместно вспомнить, как часто люди восполняют во взрослой жизни то, чего им не хватает в детстве. Да, королева Виктория много работала и много ела. Когда, кто то из близких дал ее совет  «есть только, когда голодна», она ответила: «I should be eating all day» (Я буду есть весь день).

* * *

На этом мы заканчиваем цикл статей, посвященных великой английской королеве Виктории. Надеемся, что Вы узнали много полезного и интересного. А сейчас предлагаем вспомнить все, о чем вы прочитали и посмотреть небольшое видео о королеве Виктории
One thought on “Королева Виктория. Часть 9. Воспитание и образование.
  1. Николай says:

    Очень интересная информация о королеве Виктории. Главное, что приятно читать. Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *