Роберт Льюис Стивенсон (1850-1894). Биография. Часть 1. Первое знакомство

Слышали ли вы, как завывает ветер за окном? Если вы живете в городе, то скорее всего, нет. Совсем не то, не то! — это  слабое подобие воя, на которое только и способен ветер, залетевший в каменные джунгли… Попробуйте себе представить стон или рев, периодически прерываемый мощными порывами, похожими на глухие удары. С детства ненавидел он этот звук, напоминающий ему о бессонных ночах, проведенных в постели в доме дедушки-пастора под Эдинбургом. И о детстве, полном боли и мучений. Возможно, вы уже догадались, что речь пойдет о Роберте Льюисе Стивенсоне, известном шотландском писателе.

Роберт Стивенсон. Биография

Роберт Стивенсон. Биография

Часть первая. Детство в Шотландии

Роберт Льюис Стивенсон родился в Эдинбурге, столице Шотландии, 30 ноября 1850 года. Его отец Томас Стивенсон, был потомственный морской инженер, а мать, Маргарет Бэлфур, из славного, но обедневшего рода, состояла в дальнем родстве с Скоттом и Бернсом.

Сама судьба предназначила Роберту связать свою жизнь с морем, но не практически, как его отец, дед и дядя, а в своем воображении. А как же иначе, если имя Стивенсонов уже было выгравировано на всех рифах и мысах Шотландского побережья, а каждый моряк, рыбак и шкипер знал фамилию Стивенсонов не по наслышке: благодаря их инженерному таланту так ярко горели маяки.

Роберт Льюис Стивенсон был единственным ребенком в семье, болезненным и впечатлительным мальчиком. Детские годы, полные мучительной боли, запечатлелись в его памяти и наполнили его душу «смятением и протестом». С годами он смирился со своей болезнью, которая с тех стала его постоянным мучением.

Как же такое случилась? Когда ему было три года,  Роберт заболел крупом, и, видимо, эта болезнь дала осложнение. Тем более что в семье была наследственная предрасположенность к туберкулезу. Его мать Маргарет с юности страдала этим заболеванием. Кстати, видимо, поэтому все заботы о ребенке Маргарет возложила на няню Алисон Каннингем.

Долгими ночами мальчик не мог уснуть, его изматывал кашель, и пытаясь уйти от действительности, в своих мечтах он представлял себя то странствующем рыцарем, то морским бродягой. Так, ложась в кровать, он отправлялся в путь.

«Чуть ночь, я на корабль всхожу, шепнув «покойной ночи» всем,
И к неземному рубежу плыву, и тих и нем. <…>
Всю ночь мы вдаль сквозь тьму скользим; но в час зари я узнаю,
Что я — и цел и невредим — у пристани стою.»

(из стихотворения «Моя постель — ладья»)

При этом все его приключения неизменно завершались «героической смертью, иногда и мученической».  Он писал в своей автобиографии, что особенно «ценил дни выздоровления, когда мог наслаждаться солнечным светом, щебетом птиц и зеленью листвы».

Воображение у Роберта было потрясающее, ему никогда не было скучно, так как жил он в мире своей фантазии, жил уже какой-то взрослой полной опасностей жизнью.

«Тогда сжимая карабин, лишь я во тьме крадусь один
Тропинкой тесной и глухой между диваном и стеной.<…>
Здесь есть леса и цепи гор, сиянье звезд, пустынь простор —
И львы к ручью на водопой идут рычащей толпой»

(Из стихотворения «Вычитанные страны»)

Став взрослым, Роберт часто сетовал, что дети не умеют играть. Та суетня и беготня, которую затевали дети, бывавшие в его доме, огорчала его: «Трудные времена ожидают Англию! Растёт поколение, не умеющее играть!». Теперь нам можно только горько усмехнуться над этими его словами.

С самого раннего детства Роберт рисовал, стараясь передать бумаге свой богатый внутренний мир. Говорят, однажды он пришел к матери со словами: «Мама, тело я уже нарисовал, нарисовать теперь душу?»

Читать он начал с семи лет. До этого ему вслух читала любимая няня Камми (Алисон Каннингем), которая очень любила мальчика. Жизнерадостная, но набожная женщина иногда она пугала болезненного ребенка своими рассказами о муках Спасителя и грешниках, горящих в аду. Роберт читал духовные книжки и нравоучительные рассказы, читал Шекспира, Александра Дюма, позже Монтеня, Уитмена (его «Листья травы» произвели на него особое влияние), Герберта Спенсора, Марка Аврелия, Водсворта. Таковы были его учителя.

«Объятый тьмой и тишиной я в мире книг, прочтенных мной»

(Из его стихотворения «Вычитанные страны»)

Вскоре Роберт Стивенсон и сам стал писать. Побудил его к литературному занятию его дядя Дэвид Стивенсон, который назначил награду в один фунт стерлингов тому (а соперником Роберту в этом занятии был его двоюродный брат Роберт Аллан Стивенсон, которого звали Боб) — кто напишет лучшее описание жизни Моисея. Кто победил в этом соревновании — история умалчивает.

Он все таки стал писателем. А путешествия по южным морям вдохнуло в его произведения ту силу жизни, которая вместе с силой его фантазии сделала его произведения «прекрасной историко-приключенческой литературой». Он сделал свой выбор, когда предпочел городскому комфорту жизнь на прекрасном острове, где мог наслаждаться шумом морского прибоя и красивыми закатами. Принесла ли эта безмятежность ему здоровье и творческий подъем? Неужели только тяжелые тиски умственного напряжения могут вызвать к жизни великие произведения? Читайте дальше вторую часть биографии Роберта Стивенсона —  Роберт Стивенсон и его мистер Хайд.

Автор статьи Набеева Т. (по материалам автобиографии Роберт Стивенсон «Воспоминания о самом себе» в переводе М. Кан и стихотворений писателя о своем детстве)

* * *

А пока вот небольшая презентация о творчестве этого шотландского писателя.

Роберт Стивенсон

(краткая биография, основные произведения)


 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *